ГЛАВНАЯ   Аналитический раздел   Статьи   ЖЖ сайта   Об авторе проекта

 

Аналитический раздел

Ю. Буцко. Трио-квинтет.
целостный анализ.

ДАЙДЖЕСТ.

Тема этого анализа связана с последующей  работой, которая будет целиком посвящена творчеству современного композитора Ю. Буцко. Здесь целью автора стояло сосредоточить своё внимание на Трио-квинтете для фортепиано, двух скрипок, альта и виолончели в семи частях, который был написан в 1970 году.
Работа состоит из семи глав, где рассматривается 
I. История создания c. 1
II. Философская идея произведения c. 3
III. Характеристика частей цикла, структурный анализ частей c. 5
IV. Тематизм с. 8
V. Гармония с. 13
VI. Особенности инструментального письма с. 21
VII. В заключение с. 24
Список литературы с. 25
Трио-квинтет относится к важнейшему периоду творчества Ю.М. Буцко. С конца 60-х и до середины 70-х годов основой музыкального языка композитора становится древнерусский знаменный роспев. Именно тогда им была изобретена своя гармоническая система "Знаменные лады", принципы этой системы оригинально воплотились в 7 части Трио-квинтета. 
Замысел произведения возник во время поездки Буцко в Польшу на фестиваль "Варшавская осень". А непосредственным поводом к сочинению послужило посещение музея фашистского концлагеря в г. Освенцим. 
Своё произведение композитор определяет как "ответ на то, что я видел". Это прежде всего документальная музыка. 
Художественный замысел Трио-квинтета заключается в противопоставлении двух звуковых миров: западного и русского. Тематизм западного раздела связан с цитатами мотивов "Muss es sein?" (и утвердительного "Es muss sein!") из IV части квартета ор. 135 Л. Бетховена, а русский тематизм выражен цитатой "Херувимской песни" из сборника Н. Успенского "Образцы древнерусского певческого искусства". 
Цитаты из музыки Бетховена необходимы композитору для выражения кантовской идеи категорического императива. Эту идею Буцко практически отождествляет с фашизмом, настолько неизбежной и логичной представляется ему катастрофическая последовательность развития европейской цивилизации от формирования немецкой классической философии до Третьего рейха. Однако фатальная ошибка общества, приведшая западный мир к ужасам Второй мировой войны, по мнению композитора, была совершена раньше, в эпоху Возрождения, в момент наивысшего расцвета культуры, когда был провозглашен культ человека. 
Логическое обоснование этой мысли вкратце изложено во 2 главе.
В 7 части Трио-квинтета происходит отказ от бетховенского "Es muss sein!" и обращение к древнерусскому знаменному роспеву. Православие противополагается идее Запада. Вместо самоутверждения сверхчеловека, кротость и смирение.
В Трио-квинтете Буцко предстаёт как композитор с явно современным типом мышления. Он свободно использует различные техники композиции, в частности и авангардные.
Любопытен выбор жанра Трио-квинтета. Идея заключается в постепенном разрастании из более малого камерного состава в более крупный. Эта особенность позволяет говорить об элементах инструментального театра. К области чисто инструментального театра раздел в самом начале произведения. 
Главный акцент в формообразовании сделан на составные формы, разделы которых, чаще всего, являются тем или иным видом канона. Представлены также целостные полифонические формы, например пассакалия и фуга на хорал. В связи с этим возникают параллели с эпохой барокко.
Сам композитор отказывается называть это сочинение "полистилистическим", однако здесь равноправно используются две противопоставляющиеся композиционные техники: додекафония шёнбергского типа и авторская двенадцатитоновость.
В конечном итоге задачей данной работы является не целостный анализ как таковой. Цель её заключается в том, чтобы пробудить живой интерес к рассматриваемому здесь произведению, вызвать желание ознакомиться с этой музыкой и с творчеством Ю. Буцко.

Что бы ознакомиться с этой работой целиком, надо скачать её как архив в формате zip. КАЧАТЬ 208 kb.

 

Гостевая…



Сайт создан в системе uCoz